Category: история

картина маслом

Наконец-то, картинки!

(Родословие: Оглавление)


То есть карты. И большом количестве. Для наглядности привяжем к ним всё сказанное в предыдущих постах о моих далёких предках по прямой мужской линии.

(NB. Обозначение "динарцы" употребляется в данном тексте (как и во всём цикле моих публикаций по теме) не в смысле "антропологический тип, именуемый также "адриатической расой", часть балкано-кавказской малой расы, входящей в состав европеоидной расы", но в смысле "носители Динарской подгруппы (I2a2-Dinaric) Y-хромосомной гаплогруппы I2a, которая, в свою очередь, является одной из ветвей макрогруппы I).


I. Гаплогруппа I и её ветви в Каменном веке

На карте 1 изображена Европа эпох позднего палеолита и мезолита. На неё нанесены места расселения носителей разных субкладов Y-хромосомной макро-гаплогруппы I - прямых потомков кроманьонцев. Фактически, ими заселён весь материк. Если говорить о тех ветвях, к которым принадлежит мой род, то ареалы их обитания обозначены здесь так: I2: восточная и южная Польша, западная Украина и южная Беларусь; -> I2а: затонувший Доггерланд (см. ниже), северная Польша, северная Германия, Нидерланды и Бельгия; -> I2а1: Британские острова (Ирландия, Южный Уэльс, Корнуолл, Англия), северная Италия, северо-восточная и юго-восточная Испания.


Карта 1

А вот карта упомянутого выше Доггерланда (карта 2) - «Атлантиды мезолитической Европы»: большого участка суши, соединявшего Британские острова с материком и ушедшего под воду ок. 8 200 лет назад. В рассматриваемый период он был, вероятно, одним из самых благоприятных для жизни мест на материке. Потому именно в Доггерланде и на примыкающих к нему с юга землях среди носителей макро-гаплогруппы I наблюдалось в то время наибольшее генетическое разнообразие. То есть именно там, вероятно, зародились многие её подгруппы. А значит, население в тех краях было весьма плотным (по тем временам), и оно активно плодилось и размножалось. Жили там и близкородственные мне обладатели I2 и I2а.


Карта 2

Collapse )
картина маслом

ДНК: Родство по гаплогруппе I-Y3118*

(В продолжение темы Родословия)

Уже говорилось, что дополнительный анализ моей Y-хромосомы показал принадлежность нашего рода к такой ветви серверного Динарского субклада гаплогруппы I2a (P-37), как I-Y3118*. В базе международной данных FTDNA обнаружилось одиннадцать родственных нам родовых линий.

Самой близкой (30 общих маркеров из 37) оказалась следующая: семейство Akenfelds - потомки человека по имени Ernests Grinbergs (Grinberg), лютеранского исповедания, жившего в западной Латвии (Курляндии), в Nikrace, годы жизни: 1863 - 1915 гг., и при одном из повторных венчаний взявшего себе (и своей новой супруге) фамилию Akerfelds (варианты написания: Hackenfeld, Hackerfeld, Hagenfeld, Akenfelds). Откуда у него общие гены с белорусскими крестьянами? Можно только гадать. Впрочем, историко-политические обстоятельства не препятствовали генетическому обмену: Курляндия на протяжении двух с лишним веков была вассалом Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Так или иначе, Акерфельдсы/Акенфельдсы (бывшие Гринберги/Гринбергсы) - на I-м месте.

На II-м (28 маркеров из 37) - род Лавровых, потомки Флегонта Лаврова, родившегося в 1820 г. и преставившегося в 1876.

III-е место (27 маркеров из 37) занимает F. Latosky и его родственнники, имеющие общего предка по имени Nicholas Litowczak (Литовчак), появившегося на свет в 1868 в Смереке, в Польской Галиции, а умершего в Пенсильвании, США (год смерти неизвестен).

На IV-м месте (26 маркеров из 37) - казаки Гузевы, потомки Кирилла Гузева по линии его сына Сергея Кирилловича Гузева, родившегося около 1880 г., а усопшего в 1932 г. И отец, и сын жили в Краснодарском крае, в г. Армавире, в станице Урупской (Урюпская (Урюпинская), позже - Советская), и служили во 2-м Лабинском полку Кубанского казачьего войска. Кубанские казаки - потомки запорожских, так что корни рода Гузевых, скорее всего, уходят на юго-восток Украины.

V-е место (25 маркеров из 37) занимают два рода:
- Рогозины - потомки Григория Рогозина, родившегося ранее 1722 г., войскового жителя, уроженца слободы Сагуны, Острожской округи, что на юго-западе Воронежской губернии (относительно недалеко от границы с Украиной);
- Lestition, они же Лещишины, чей предок Stephan Jurkow/Jurczak Leszczyszyn (Лещишин, Лiщишин), годы жизни: 1759 - 1814, жил в Odrzechowa (Орехова), в юго-восточной Польше (тоже Польская Галиция, как и Смерек, где жили Litowczak (см. III)).

На VI-м месте (24 маркера из 37) - три родовые линии:
- Bogdanec - потомки Тимофея Богданца, родившегося в 1748 на Украине;
- Чеботарь (Chebotar/Ciubotar) - не предоставившие информации о своих предках;
- Tiililä - потомки Kaarlo Tiililä, родившегося 27.12.1864 в Pälkäne (Пялькяне), в Финляндии, и умершего 12.08.1936 - поэта, ректора нескольких университетов, сына богатой финнской вдовы и квартировавшегося в её доме русского или украинского казачьего офицера (имя которого история не сохранила).

VII-е место (22 маркера из 37) - Власовы, потомки Андрея Климовича Власова, годы жизни: 1901 - 1983.

И на VIII-м месте (12 маркеров из 37) - семейство Перерва, чьи предки Яков Перерва и Стефан Яковлевич Перерва (р. 1843 г.) жили в селе Грунь Сумской области.

Итак: Латвия, Польша, Украина, Кубань (переселенцы из Запорожья), юг Воронежской губернии (в нескольких случаях место жительства предков не уточнено). Наиболее благоприятные условия для расселения представителей одного рода по этим территориям были в те времена, когда большая их часть входила в состав единого государства - Речи Посполитой.

Как минимум два казачьих рода. По фамилии пока что ни одного совпадения. И для выводов о том, когда и где мог жить наш последний общий предок, данных ещё маловато. Но и то, что уже выяснилось - крайне интересно.
картина маслом

ДНК: Новые данные (I-Y3118*)

(См. Родословие: Оглавление)

Итак, благодаря дополнительному анализу моей Y-хромосомы (тест I2 – P37 SNP Pack), уточнилось положение нашего рода на древе гаплогруппы I2а. Подтвердилась (по снипам (SNPs)) принадлежность к следующей линии прямых потомков кроманьонцев: M423 (I2a1b = Disles + Isles + Dinaric) -> L621 (I2a1b2 (L147.2+) = Disles + Dinaric) -> CTS10936 (I2a1b2a = Disles-B + Dinaric) -> CTS10228 (I2a1b2a1= Dinaric). И уже внутри Dinaric-North – северного кластера Динарской группы – к таким субкладам: Y4460 (I2a1b2a1b) -> I-Y3118*. Поясню: I2a1b2a1b (Y4460) – одна из четырёх ветвей Dinaric-North, а I-Y3118*, в свою очередь – одна из двух ветвей I2a1b2a1b (Y4460).

Образовавшись около 2070 – 2530 лет назад, Динарская группа сразу же начала расти беспрецедентно быстро и стабильно: со скоростью около 0,8 % в год, что очень много для той эпохи. И такие темпы роста она сохраняла вплоть до средневековья, став самой населенной в гаплогруппе I2. В результате гаплотипы её дочерних ветвей оказались перемешаны и слабо разделяются. Так, подветвь, к которой принадлежу я (Y3118), оказалась разбросана по всему дереву, а потому нет возможности чётко сказать, кто из ее представителей с кем группируется. Фактически, все они равноудалены друг от друга и восходят к предку, жившему почти в то же самое время, что и предок родительской ветви (Динарской), а именно, около 2200 – 2300 лет назад.

Таким образом, распад ветви I2a1b2a1b (Y4460) на две дочерние (одна из которых – моя Y3118) произошёл примерно в IV— III столетиях до н. э., в железном веке. Для европейской территории это был период доминирования кельтов – носителей Латенской культуры (V – I вв. до н.э.), широко распространившихся по всей Центральной и Западной Европе, на Балканах, в Малой Азии и на Британских островах. Но носители I2a1b2a1b (Y4460) и обеих её подветвей обитали в то время, вероятно, за пределами кельтского мира: на западе России, севере Украины, в Юго-восточной, Средней и Северной Беларуси. А оттуда проникли также в низовья Одры и расселились в междуречье Эльбы и Вислы (западная Польша и северо-восточная Германия). Уже в начале нашей эры, в IV - VII вв., эти земли стали ареалом распространения Пражско-корчакской культуры - первой археологической культуры, являющейся достоверно славянской и связываемой с венедами из древних летописей. То есть именно там, вероятно, и находилась прародина славян.

Будучи по происхождению доиндоевропейскими, «кроманьонская» гаплогруппа I2 и её ветви влились впоследствии в генофонд индоевропейцев, начавших переселение в Европу около 5000 лет назад. И Динарская группа со своими подгруппами оказалась связана в первую очередь со славянскими племенами. Важно отметить, что гаплогруппа I2a1b2a1b (Y4460) и обе её подветви явно не принимали участия в дунайском расселении славян в начале VI в. То есть мои пращуры не пошли на юг, но остались жить на славянской прародине. Видимо, потому что, населяя её периферию, оказались не затронуты ни гуннами, ни германцами, ни аварами (или же сумели ужиться с ними).

Y4460 (I2a1b2a1b) и две её подгруппы выявлены у западных и восточных славян, и встречаются сегодня, в основном, на территории России, Беларуси, Украины, Польши, Финляндии и стран Прибалтики. Что интересно, в Латвии и Финляндии они присущи потомкам ливонского дворянства XVII века. Какова же связь между ними и белорусскими крестьянами – моими предками? Может быть, со временем выяснится.

Носители моей гаплогруппы I-Y3118* проживают в Беларуси, России, на Украине, в польской части Галиции, Литве, Латвии, Финляндии, Молдове, Румынии и Словакии. У неё, насколько я понимаю, тоже есть свои подгруппы, но о них пока что собрано недостаточно данных (выявлено слишком мало снипов). Так что будем ждать результатов новых исследований.
картина маслом

ДНК: МОЁ ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ДРЕВО ПО Y-ХРОМОСОМЕ

(Продолжение. Начало - здесь)


ПРЯМАЯ ОТЦОВСКАЯ МУЖСКАЯ ЛИНИЯ


Пытаясь найти дополнительные сведения по теме (помимо содержавшихся в пояснительной записке к результатам теста ДНК), я несколько запутался в датах и номенклатуре. Поскольку генетика – наука бурно развивающаяся, результаты новых исследований постоянно заставляют учёных корректировать их построения. Потому хронология всё время уточняется, названия гаплогрупп меняются, в общем – всё очень текуче. И дилетанту крайне сложно разобраться, где устаревшие данные и наименования, а где новые, и как одно соотносится с другим.

В связи с этим приношу извинения читателям за наверняка вкравшиеся в текст погрешности. И буду благодарен специалистам за замечания и уточнения.

Итак, каково же генеалогическое древо Dinaric-North – северного кластера Y-хромосомной гаплогруппы I2а2-Dinaric? Откуда есть пошла северная ветвь динарского субклада I2a? Начнём издалека: от тех первых истоков, которые на сегодняшний день возможно отследить.


***

Гаплогруппа А00 – её носители – охотники-собиратели нижнего палеолита, жившие в Южной Африке ок. 163 900 – 260 200 лет назад.

-> А (М91) – возникла в человеческой популяции, к которой принадлежал «Y-хромосомный Адам» - последний общий предок всех обитающих на земле мужчин, живший в Южной или Восточной Африке ок. 75 000 лет назад.

Collapse )

-> Dinaric-North делится ещё на четыре ветви. Но для того, чтобы определить, к какой из них принадлежит мой род, нужны результаты дополнительного теста (I2 - P37 SNP Pack). Они ожидаются в конце мая – начале июня. (UPD: результаты и их интерпретацию см. здесь).



Продолжение здесь
Топор

Йо-хо-хо

Некоторое время назад увидел во френдленте перепосты статьи некоего Л. Вяткина о происхождении знаменитой пиратской песни "Пятнадцать человек на сундук мертвеца". Там утверждается, что она - аутентичный пиратский фольклор XVIII в., почерпнутый Р.-Л. Стивенсоном из сборника знатока истории пиратов Джеффри Монтегю, и что её оригнальное название - "Страсти Билли Бонса" (Billy Bones's Fancy).  А пелась она на мотив моряцкой песни Blow the Man Down («Дуй, муссон Мэн Даун!»). Собственно, вот на какой:



В оной статье излагается захватывающая дух история рождения этой песни и раскрывается тайна её припева: "пятнадцать человек" - это часть шайки известного пирата по кличке Чёрная Борода, взбунтовавшаяся против него; "Сундук мертвеца" - название острова в Карибском море, на который он высадил бунтарей во главе с Билли Бонсом; "йо-хо-хо" - английский эквивалент команды "раз-два-взяли!" или "тянем-потянем-и-ухнем!"; а "бутылка рому" - это то, чем снабдил Чёрная Борода каждого пирата, высаженного им на Сундук мертвеца.

В Википедии же изложена совсем иная история этой песни. Там утверждается, что она - плод фантазии автора "Острова сокровищ". И что все известные её версии - это, говоря современным языком, "фан-арт", т.е. творчество почитателей Стивенсона, а также создателей театральных и кинематографических постановок по мотивам его книги.

Кому и чему тут верить - не знаю. Но вот один из старейших вариантов "Сундука мертвеца":



А вот эта версия просто с ног меня сшибает (не смотрите на видеоряд, слушайте, что и как поют):



Есть и иные, но приведённые здесь, на мой вкус, наиболее похожи на то, что мог бы петь Уильям "Билли" Боунз, если бы он действительно был историческим лицом. Кстати, есть мнение, что он был вовсе не пиратом, а археологом, и вовсе не охотился за сокровищами, а, вслед за преп. Бренданом Мореплавателем, искал Потерянный Рай на Заокраинном Западе.

UPD. Тут - развёрнутая история песни (та же версия, что в Википедии, но по-русски и более детально); а тут - её разные вариации. Спасибо oldyura!
Мэргэн

Начало Православия у горинских нанайцев

(Продолжение темы. Начало см.: здесь, здесь, здесь и здесь)



После эвенков, эвенов, негидальцев и нивхов, очередь услышать Благую Весть о Христе Воскресшем дошла до нанайцев - ещё одних коренных обитателей Приамурья.

Крещение нанайского народа началось с племени самагиров, т.е. с рода Самаровгоринских нанайцев, имеющих эвенкийские корни и живущих по соседству с негидальцами. В середине XIX в., в отличие от большинства других нанайских родов, они ещё вели кочевой образ жизни.

10 апреля 1853 г. святитель Иннокентий (Вениаминов) благословил своему сыну священнику Гавриилу, служившему в Николавске-на-Амуре, проповедовать слово Божие гольдам (нанайцам), мангунцам (ульчам) и неидальцам (негидальцам). И в августе 1854 г. о. Гавриил Вениаминов отправился в свою первую миссионерскую поездку на реки Амгунь и Бурею, к негидальцам и самагирам (нанайцам – Самарам). Причём, что важно, по их собственной просьбе . В этот раз о. Гавриил смог побывать только у амгуньских жителей, до Буреи же добраться не сумел (1). Тем не менее, его первая поездка принесла немалые плоды и открыла большие перспективы.


Слева - направо: о. Гавриил Вениаминов, один из его сыновей и свт. Иннокентий (Вениаминов)

С тех пор он ездил туда каждый год, пока жил на нижнем Амуре (кроме 1855 г.), и крестил местных обитателей очень по многу, целыми селениями. Так, например, только за одну поездку о. Гавриила по Амгуни в 1857 г. им было крещено сразу 154 человека негидальцев и нанайцев-самагиров, которые принимали Таинство «с усердием и преданностью» (2). А в 1858 г. он второй раз путешествовал ко крещёным им в 1857 г. на Амгунь. И даже привёз оттуда в Николаевск несколько мальчиков-аборигенов для обучения, «на что их родители охотно согласились» (3).

В путевых дневниках о. Гавриила за период с 15 июня по 11 июля 1857 г. (опубликованных в Санкт-Петербургском журнале «Духовная беседа» за 1858 г. в № 28 и № 36) есть, например, такое упоминание о горинских нанайцах (самагирах). В одном из их стойбищ он совершил Таинство Крещения, после чего отслужил для новокрещёных Божественную Литургию, чтобы приобщить их Тела и Крови Христовых. После Литургии в одной юрте был общий обед для нанайцев-христиан, на который был приглашён и некрещеный богатый гиляк (нивх). О. Гавриил обратил внимание на его задумчивость и скуку, в то время когда все остальные обедавшие были после Таинства Причастия в веселом расположении духа. И миссионер завел с этим человеком разговор, почему его унылое настроение отличается от приподнятого состояния самагиров, причастившихся Святых Христовых Таин (4).

Живя среди горинских нанайцев, о. Гавриил всех приходящих к нему принимал в любое время, отвечал на вопросы. Заходил в гости в жилища самагиров и разделял с ними их еду, никогда ничем не брезгуя. После Крещения он благословлял всех новокрещеных, целовал каждого из них трижды, поздравляя со вступлением в новую жизнь.


Протоиерей Гавриил Вениаминов

Collapse )
Мэргэн

Начало Православия у нивхов

(Продолжение темы. Начало см. здесь, здесь и здесь)



Следующим (после эвенков, эвенов и негидальцев) приамурским народом, начавшим свой путь ко Христу, стали нивхи (гиляки). Первые их шаги к Православию связаны с очень интересной историей.

Как поведал святитель Иннокентий (Вениаминов) в письме обер-прокурору, в конце августа 1851 г. с устья Амура в Аян прибыли на борту корвета «трое почётных гиляков», чтобы «видеть русские юрты» (сам владыка в это время находился там же). Один из них, только сойдя на берег, сразу же спросил начальника порта о возможности принять крещение. Двое других поначалу такого желания не высказывали. До тех пор, пока не зашли в аянский храм и не увидели православное богослужение. Они были им так поражены, что уже все втроём стали настойчиво просить святителя окрестить их. Но он посоветовал им пока что возвратиться домой, на Амур, и там хорошенько обдумать своё решение. Также владыка Иннокентий пообещал, что через некоторое время пошлёт к ним своего сына – священника Гавриила Вениаминова, который и окрестит их, ежели они сохранят таковое желание. Нивхи ответили, что будут очень рады этому, что будут любить о. Гавриила, и что если он будет жить у них, то многие станут креститься (1). Так впоследствии и случилось.



В этой истории видна удивительная параллель с событиями, предшествовавшими Крещению Руси. Великий князь Владимир отправил своих послов в разные страны, чтобы они ознакомились с различными религиями. Посетив столицу Византии – Константинополь, княжеские посланцы побывали на православном богослужении в храме Святой Софии. И были настолько поражены увиденным, что потом говорили: «мы не знали, где были: на земле или на небе». И их слова сильно повлияли на выбор равноапостольного Владимира.



Collapse )
картина маслом

И снова мой Остров (краеведческое)

(в продолжение-развитие этого, этого, этого, этого и этого)

Оказывается, он именуется "клиКабельным" вовсе не со времён Великой Отечественной, как я думал прежде, но аж с конца 60-х гг. XIX века. Вот что пишет хабаровский краевед Алексей Филиппович Вежновец: "В 1868 году была проложена телеграфная линия между Хабаровкой и Владивостоком. Строительство происходило в трудных условиях, одновременно на нескольких участках, и 28 ноября 1870 года из Николаевска через Иркутск и Москву в столицу ушла первая телеграмма. На суше линия шагала по деревянным столбам, через водотоки прокладывали кабели из медной проволоки в гуттаперчевой (сырой каучук) изоляции. Судя по забытому народному названию Телеграфная, здание телеграфа располагалось на улице Фрунзе. Линия была проложена по Чардымовской пади до подножия утеса, а под Амуром был проложен кабель до острова, что напротив утеса, где был построен домик смотрителя, отчего остров получил имя Кабельный" (с).


(вид на Кабельный остров с хабаровской набережной)

По устному сообщению другого краеведа - Анатолия Михайловича Жукова, до революции на Кабельном также находились нефтяные склады знаменитого дальневосточного купца Ивана Яковлевича Чурина (см. и здесь) - создателя торговой империи "Чурин и Ко" . Поэтому остров именовали ещё и Чуринским.

Нанайское же его название, которое он имел до основания Хабаровска, вряд ли сейчас возможно выяснить...

Кстати, также Анатолий Михайлович поведал, что на Кабельном-Чуринском был построен и первый хабаровский ипподром. Из города на остров регулярно ходил катер, возивший туда-обратно любителей скачек. Но через какое-то время (возможно, по причине лёгкой затопляемости Кабельного), ипподром был перенесён оттуда в сам Хабаровск, на Казачью гору.  

Более поздняя история острова известна не только краеведам, она ещё жива и в памяти старожилов. Во время Второй Мировой на Кабельном был военный аэродром. После войны там, на Верхнем Заречье, располагалось крупное рыболовецкое хозяйство, откуда рыбу в огромных количествах на вёсельных лодках возили в Хабаровск и сдавали на рынок. На хуторе Телегино был свой хуторской совет и начальная школа.

Со временем же остров стал полностью дачным. Хотя ещё я застал времена, когда там оставалось немало постоянных жителей. И всюду паслись принадлежавшие им табуны лошадей и стада коров, от которых приходилось оберегать огроды (но за чьим навозом дачники устраивали настоящую охоту). Сейчас всё это в далёком прошлом. О том, что на Кабельном-Чуринском были некогда постоянные поселения со своими хозяйствами, сегодня напоминает лишь заброшенное кладбище на хуторе Телегино.
 

Collapse )
картина маслом

Больше тысячи лет без войны или Пацифисты-убицы

Пожалуй, единственный пример в истории человечества: больше тысячи лет без войн: оборонительных, наступательных или гражданских. Без мятежей и прочих массовых кровопролитий. Совсем.

Речь идёт о древней культуре Норте-Чико (она же Караль-Супе), процветавшей на северно-центральном побережье Перу, в долине реки Супе, пять тысяч лет назад: с  2900/2700 по 2000/1500 гг. до РХ. Эта цивилизация начала возводить каменные городские строения через тысячелетие после появления цивилизации шумеров, была современницей пирамид Древнего Египта, и почти на два тысячелетия предшествовала месоамериканской ольмекской культуре.

В каждой древней цивилизации присутствуют следы войны: в архитектуре, в росписях или скульптуре. Пепелища, в конце концов. Но среди руин культуры Норте-Чико не было найдено ни защитных сооружений, ни оружия, ни отображения войны в произведениях искусства, ни чего-либо ещё, что указывало бы на военные действия.


Collapse )
Иду...

Ирландия. Человек предполагает... - III. Холм Тары

(продолжение. начало здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь)

Как было сказано, по дороге в Коннемару мы решили сделать небольшой крюк и заехать в два очень интересных места: сначала - в Ньюгрэйндж, а потом - в Тару, находящиеся довольно близко от Дублина на реке Бойн. На руках у нас были детально расписанный (вплоть до самого незаметного поворота) маршрут и очень хорошая дорожная карта. Но левостороннее движение, узенькие дороги, да и сама по себе непривычная обстановка ослабили внимание наших доблестных драйвера и навигатора - Максима и Деляна, и мы начали плутать. В итоге, каким-то образом, наш автомобиль привёз нас вместо первого пункта - Ньюгрэйнджа, сразу к пункту второму - Холму Тары.

И, как оказалось, сие было к лучшему. Поскольку в этот день нам ещё надо было успеть достичь другого конца Ирландии, оба места мы всё равно посетить не успели бы. Или же, заехав и туда, и туда, в Коннемару бы прибыли уже глубокой-преглубокой ночью. Т.е. выбор был неизбежен. А Тара, как выяснилось, гораздо лучше подходила для начала паломничества, нежели Ньюгрэйндж, поскольку она является не только важным историческим местом, но и тесно связана с именем крестителя Острова - равноапостольного Патрикия. Вот святитель и сделал за нас правильный выбор и привёл нас к себе "в гости".

Название "Тара" происходит от гэльского Teamhair na Rí - "Холм королей". В эпические времена здесь располагалась древняя столица Ирландии, резиденция и место коронации её Верховных государей. И хотя уже в VI веке правители Острова перестали здесь жить постоянно, своё значение Тара сохраняла до XII века. Сейчас здесь только поросшие травой круглые земляные валы - всё, что осталось от воспетых филидами прекрасных башен и стен...



Святой Патрик в первый раз посетил Тару в 432 г. Проповедовал, полемизировал с друидами, крестил новообращённых... Сейчас всех, кто входит на территорию Холма королей,
встречает статуя равноапостольного Патрикия:

Collapse )


Продолжение следует...