fr_hamlet (fr_hamlet) wrote,
fr_hamlet
fr_hamlet

Category:

Сюжет об искушении в Эдемском саду: от Тропической Африки - до Океании

(Снова о сравнительной мифологии и аналитическом каталоге фольклорно-мифологических мотивов Ю.Е. Берёзкина)

Недавно у меня состоялась краткая, но очень интересная переписка с Юрием Евгеньевичем Берёзкиным - известным историком, археологом, этнографом, специалистом по сравнительной мифологии, составителем электронного Аналитического каталога фольклорно-мифологических мотивов. И вот по какому поводу.

Среди собранных им мифов немалое число посвящено происхождению смерти (см. беглый обзор таковых). Читая их, я обнаружил семь прямых аналогов библейского повествования о грехопадении прародителей. Оные сюжеты бытуют среди некоторых народов, населяющих Тропическую Африку, Южную и Юго-Восточную Азию, а также Океанию (как выяснилось потом, они зафиксированы и у коренных обитателей Сибири). Собственно, вот о каких мифах речь:

***

Чёрная (Тропическая) Африка (к югу от Сахары, с востока - на запад: от Индийского океана до Атлантики):

Миф народа меру (восточная Кения): "Murungu (Ngai, Mwene inya) – создатель; люди жили в Mbwa, обходились без одежды, не работали; ... Бог запретил есть плоды определенного дерева; змея сказала, что отведавший их обретет разум Бога; женщина попробовала, мужчина отказался, но в конце концов согласился, образовалось адамово яблоко (кадык); Бог наказал змею, расплющив ей голову; послал крота сказать людям, что после смерти те должны возрождаться; крот встретил гиену, рассказал о поручении бога; гиена воспротивилась – ей нечего будет есть, если люди станут бессмертными; пригрозила кроту проглотить его, тот согласился сказать людям, что смерть будет окончательной; Бог наказал крота, определив ему жить под землей далеко от неба..." (Scheub 2000: 162) (отсюда).


Миф народа паре (парре, - северо-восток Танзании): "Kyumbi вылепил людей из глины... К. дал людям скот и злаки, был близко; змей Kiriamage соблазнил людей есть запрещенные К. яйца; К. наказал их, послав голод, люди ели жуков, умерли, остались мужчина и женщина, они породили новых людей; люди стали строить башню до неба, чтобы пойти туда войной; бог K. вызвал землетрясение, башня упала, придавила строителей; после этого К. удалил небо от земли" (Millroth 1965: 28) (отсюда. - Здесь очевидная параллель не только с историей грехопадения Адама и Евы, но и с библейскими повествованиями потопе (в роли всемирной катастрофы, посланной людям в наказание, выступает голод) и о вавилонском столпотворении).

Миф пигмеев эфе (экваториальные леса северо-восточного Конго (Заира)): "С помощью Месяца Бог вылепил первого человека Baatsi, прикрыл кожей, оросил кровью, тот ожил; Бог шепнул ему, что тот будет должен порождать детей; разрешил есть плоды разных деревьев, кроме дерева tahu; однажды беременной женщине очень захотелось этого плода, она попросила мужа дать его ей; тот сорвал плод, кожуру спрятал в листьях, это заметил Месяц, сообщил Богу; тот в наказание сделал людей смертными" (Schebesta 1936: 130 в Abrahamsson 1951: 95 (=Beier 1966: 63), в Millroth 1965: 202, в Котляр 2009, № 416: 218, пересказ в Scheub 2000: 21, текст отнесен к мбути)) (отсюда).

Миф группы народов фанг (пангве, пахуин, фанве, – юг Камеруна, Экваториальная Гвинея и север Габона): "У бога Essamnyamaböge четверо сыновей: Mode (человек), горилла, шимпанзе, змея; он оставляет М. и женщину, велит им не есть плоды ebon, не совокупляться; посылает Гориллу, затем Шимпанзе отнести им кукурузу, маниок, арахис, огонь и пр., те останавливаются есть, не доносят; тогда посылает Змея, тот подговаривает М. съесть запретный плод; Э. пришел в селение М., М. с женщиной спрятались за бананом; Э. велел женщине рожать, каждый второй ребенок будет умирать" (Tessmann в Abrahamsson 1951: 11, 94) (отсюда).

Южная Азия:

Миф народа мири (Северо-Восток Индии (индийский Тибет)): "Si-Duinye (солнце) вылепил мужчину и женщину... С. велел им жить вместе, но они не умели сойтись; Змея дала сладкий плод женщине, та устыдилась наготы, дала съесть мужчине, тот тоже прикрылся; С. сказал, что теперь они должны будут работать, рожать детей и умирать; Змее отрубил руки и ноги..." (Elwin 1958b, № 5: 361-363) (отсюда).

Юго-Восточная Азия:

Миф народа Багобо (Филиппины): "Первые люди Tuglay и Mona могли видеть богов; змея дала им плод, сказала, что если они его съедят, их глаза откроются; Бог разгневался, больше люди богов не видят (Benedict 1913, № 2: 16) (отсюда).

Океания:

Миф обитателей острова Банаба (Ошен, - Микронезия, к западу от архипелага Гилберта (Кирибати)): "Когда небо и земля еще не разделились, от их трения родились Tabakea и его сестра Tituabine; на верхней поверхности неба возник Banaba – множество островов; на Б. брат сошелся с сестрой, у них много детей, старший Nakaa; эти люди не знали секса, сыновья Т. жили на северо-западе в Bouru, дочери – на юго-востоке; у мужчин были неистощимые верша и дерево жизни Tarakaimaiu (срываешь один кокос, появляется новый, то же с рыбой); у женщин было дерево Karikibai, «дерево-женщина»; Н. предупредил братьев не рвать цветы с К., но тех привлек аромат, они сорвали по цветку и сошлись с Женщиной (played with her); Н. обнаружил цветы в волосах мужчин и женщин, сказал, что теперь те станут умирать; еще раз предложил выбрать между деревом Жизни и деревом Женщины; они выбрали Женщину, это дерево зовется также Деревом Смерти Tarakaimate; Н. бросил людям на затылки насекомых, они станут медленно выедать из них жизнь; забрал дерево Жизни и неистощимую вершу, ушел на запад..." (Maude, Maude 1994, № 8: 44-46 (=Grimble 1923, № 1: 370-372, цит. в Anell 1964: 15-16)) (отсюда).


***

В связи с этим и возник вопрос, который я задал ЮЕ: "...Чем, на Ваш взгляд, объясняется явная схожесть процитированных ... семи сюжетов (собственно, семи вариантов одного и того же сюжета) с библейским повествованием о грехопадении прародителей? Может быть, это влияние проповеди миссионеров? Или же у этих мифов могут быть общие корни с текстом 3-й главы Книги Бытия?"


Его ответ был таким: "Это тот случай, когда практически невозможно понять, вызвано сходство проповедью миссионеров или африканские тексты более древнего происхождения. Сюжет есть в Сибири, где он вряд ли древний. Там заимствования наверное от русских, но исключать более раннее распространение сюжета, начиная с середины I тыс. н.э., тоже нельзя. К сожалению, мало данных по Чаду, Судану, Эфиопии, Эритрее, которые отделяют Переднюю Азию от тропической Африки. Теоретически возможно проникновение библейских влияний задолго до европейской колонизации. В какую-то палеолитическую древность мотива в Африке я все же слабо верю - уж очень велико сходство в деталях с библейским вариантом" (выделение моё - и/м.Н.).

Далее последовал обмен ещё несколькими вопросами и ответами по той же теме:

Я: "Библейские (в широком смысле) влияния действительно могли иметь место в Африке и до европейской колонизации. Ведь евреи присутствовали в Северной Африке и Эфиопии задолго до Рождества Христова. А некоторые из них, перебравшись в Африку из Йемена, докочевали аж до Зимбабве и Севера ЮАР. И христианство очень быстро распространилось в Северной Африке, Эфиопии и Эритрее. (И в Сибирь оный сюжет действительно мог вполне проникнуть до прихода туда русских: ведь Ассирийская церковь Востока ("несторианская") проповедовала в Средней Азии, Китае и Монголии уже с 7 в. (и даже в Японии эпизодически поприсутствовала)). Но вот как быть с пигмеями-кочевниками эфе? Я прочитал, что европейцы открыли их для себя только в 30-х гг. ХХ века. Впрочем, с соседними коренными народами они ведь всё равно соприкасались, и через них опосредованно могли воспринять этот сюжет".

ЮЕ: "Насчет пигмеев. Фольклор легко заимствуется. Пигмеям не надо было контактировать с евреями, чтобы получить данный мотив".

Я: "Рассматривая библейскую историю о грехопадении, Дж. Фрэзер и М. Элиаде говорят о её неполноте, об утрате в этом месте Книгой Бытия каких-то фрагментов, важных для понимания изначального смысла. Оба видят эту недоговоренность в разном, и по-разному реконструируют текст. Первый предлагает понимать библейский сюжет как вариацию на тему мифа о том, как змея начала менять кожу и стала бессмертной, второй - как вариант мифа об источнике бессмертия и стерегущем его чудовище. На Ваш взгляд, как специалиста, можно ли всё-таки говорить о цельности и законченности оного библейского сюжета, или в нём действительно присутствуют лакуны? Или, может быть, он - плод наложения друг на друга двух разных сюжетов: например, сюжета со сменой кожи и сюжета о драконе - стороже, и отсюда его особенности? ... Как этот отрывок из Книги Бытия выглядит именно с точки зрения сравнительной мифологии?"

ЮЕ: "Насчет истории грехопадении. Я против реконструкций и заполнения лакун. Практика показывает, что любой сюжет встречается во множестве вариантов и комбинаций. Библейский вариант ничуть не хуже любого другого (выделение моё - и/м.Н.). Вполне допускаю, что в Ханаане в период фиксации канонического текста Книги Бытия были представлены разные варианты истории грехопадения. Но доказать это невозможно...".


***

Переписка обнародована с разрешения Ю.Е. Берёзкина. На случай, если для кого-то ещё представит интерес.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments