fr_hamlet (fr_hamlet) wrote,
fr_hamlet
fr_hamlet

Category:

Начало Православия у негидальцев



(Продолжение темы. Начало здесь и здесь)

Следующими после эвенков и эвенов аборигенами Приамурья, к которым было обращено Евангельское слово, стали родственные им «амгуньские эвенки» – негидальцы (неидальцы, нигидальцы). Еще до возвращения Амура во владение России, священник Удской церкви по фамилии Логинов сообщал в своих отчетах, что иногда крестил негидальцев «китайского ведомства» по их собственному желанию, вследствие знакомства их с тунгусами-христианами. Об этом владыка Иннокентий (Вениаминов) с радостью писал митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) и генерал-губернатору Восточной Сибири Н. Н. Муравьёву (1).



Крещение первых негидальцев состоялось в урочище Бурукан на реке Тугур, куда многие из них ежегодно приходили с берегов Амгуни за промыслом и торговлей. Там их посещал священник из Удского острога, и при всяком свидании «беседовал с ними о спасении души, и беседы его, при содействии Божием, не остались без плода» (2). В 1845 г. приняли Православие девятеро негидальцев. «Один из сих девяти человек, - писал святитель Иннокентий, - так искренне желал креститься, что шёл для этого два месяца в лодке по реке со своим семейством; а когда река покрылась льдом, тащил на нарточках … детей своих, питаясь тем, что Бог пошлёт. А пришедши на Бурукан, двадцать дней терпеливо ждал священника. И всё это делал именно для того, чтобы принять святое крещение, и принял его с великой радостью. Он сказывал, что лишь только он возымел желание креститься, то его кто-то будто понуждал, и он не мог спать спокойно» (3). В следующем 1846 г. на Бурукане приняло крещение ещё трое пришедших туда с Амгуни негидальцев (4).



В начале 1850-х гг. святитель Иннокентий поручил удскому священнику самому съездить в кочевья нигидальцев, где ещё не бывали христианские пастыри. И в 1854 году тот дважды побывал на реке Амгунь. Результатом его проповеди было присоединение к удской пастве ещё тридцати трёх человек из негидальцев (5). «Теперь открылась, - писал тогда святитель Иннокентий митрополиту Филарету, - большая надежда на обращение всех» (6).



В том же 1854 г. труды удского священника Логинова по обращению коренных обитателей амгуньских берегов продолжил священник из Николаевска Гавриил Вениаминов – сын владыки Иннокентия. Он ежегодно на протяжении многих лет посещал Амгунь и Бурею, проповедуя негидальцам и горинским нанайцам - самагирам (Самарам), крестя эти народы целыми селениями по их собственным просьбам (7). До конца XIX века большинство негидальцев было крещено и официально они числились православными (8).



______________________________________________________

1) Иннокентий (Ерохин), епископ. Протоиерей Гавриил Вениаминов - первый начальник Амурской миссии//http://vladivostok.eparhia.ru/eparhia/history/?ID=1121

2) Письма Иннокентия, ... книга 1, ... с. 173-174.

3) Письма Иннокентия, ... книга 1, ... стр. 168-171.

4) Письма Иннокентия, ... книга 1, ... стр. 173-174.

5) Письма Иннокентия, ... книга 1, ... стр. 429.

6) Святитель Иннокентий, митрополит Московский, Первосвятитель Приамурский//http://www.zlatkupol.ru/eparchy/sacred/23

7) Письма Иннокентия, ... книга 2,СПб, 1898. стр. 87, 148.

8) Смоляк А.В. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 370//http://www.hrono.info/etnosy/etnos_n/negidalcy.php; см. также: Негидальцы//http://stranaodna.ru/people/negidalci .
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Забавы сознания

    1) Не так давно прогуливаемся мы с о. Дионисием Поздяевым по одному их пригородов Гонконга и, слегка подустав, заходим в кафе чтобы освежиться.…

  • ??

    Выход бывает после входа, значит выбор должен быть после вбора? Чтобы выйти, надо сначала войти, а чтобы выбрать - вобрать? UPD. А чтобы…

  • ?

    Раз то, во что одевают - одежда, значит, то, что надевают - надежда?

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments